Адаптационный курс для старшеклассников как альтернатива стрессовым переживаниям

Итак, вы решили отправить своего ребенка в Чехию для продолжения обучения в 10-11 классах школы, но опасаетесь, что возникнут проблемы с коммуникацией и адаптацией подростка. Это понятные тревоги, но не безвыходная ситуация и вот почему. Дело в том, что почти во всех старших классах чешских школ есть так называемый адаптационный курс.

Речь идет о специальном курсе для поступивших в старшие классы образовательных учреждений Чехии, который позволяет подростку быстро познакомиться с новым учреждением и его правилами, одноклассниками, учителями, приобрести необходимые для новых условий навыки общения и завести друзей. Эта услуга предоставляется самим учреждением, чаще всего гимназиями и колледжами, и только тем, кто уже зачислен в состав обучающихся. Заметьте, что адаптационный курс не имеет ничего общего с языковыми курсами, цели и формат этого курса совершенно другие.

Эта программа существует уже давно, я сам в свое время прошел через нее и до сих помню свой интерес и увлеченность от всего, что видел и слышал. Старшие классы в Чехии в большинстве своем сборные, потому что обязательное обучение в этой стране, как и в других европейских государствах, ограничивается девятью классами образования, а дальше дороги выпускников расходятся. Те, кто идет в старшие классы, называются уже первокурсниками, студентами, это всегда новый коллектив, новый уровень требований.

Вновь прибывшие, особенно из другой страны, различаются своим уровнем образования, культуры и воспитания, менталитетом. Думаю, что целью этого адаптационного курса было именно оперативное включение всех в единое образовательное, воспитательное и культурное пространство.

Конечно, вам хочется понять, в чем же суть этих занятий и как они помогут вашему ребенку. Если говорить кратко, на уровне эмоций, то их можно выразить фразой, которую я записал в своем юношеском дневнике того периода: «5 дней страха и восторга». Сначала был страх, что я один, без родителей, без привычной обстановки, а потом восторг, что нет никаких страхов и ощущение абсолютного равенства со всеми, своего «я» среди других.

А если говорить на уровне серьезного содержания, то это следующее. Это бесплатная образовательная услуга длительностью 3-5 дней, в зависимости от конкретного учреждения. В течение этого времени распорядок дня представляет из себя чередование определенных мероприятий.

В первой половине дня – это обычно занятия с учителями, на которых новоиспеченных студентов знакомят с учебным учреждением, образовательными предметами, особенностями их преподавания, требованиями, которые необходимо выполнять. В процессе этих непринужденных бесед учащиеся знакомятся с преподавателями, а учителя имеют возможность понаблюдать за детьми и сделать выводы о самых характерных чертах их личности: лидеры они или тихони, открытые или замкнутые.

Во второй половине дня – развлекательные и спортивные мероприятия. В ходе их студенты учатся на практике помогать друг другу, работать в команде, уважать мнение других, уметь вести дискуссии и многому другому. Здесь выявляются глубже особенности характера подростков, их возможные проблемы, связанные с общением и взаимодействием.

Самая интересная – вечерняя часть занятий. Это встречи у костра, коллективные просмотры и обсуждения фильмов, игры или творческие дела. Например, командное спортивное ориентирование или постановка небольшого спектакля. Такие конкретные социальные практики дают уже непосредственно навыки толерантного общения и успешной социализации.

Эти дни чаще проходят не в стенах школы, а подальше от привычной цивилизации. Автобус организованно отвозит учащихся в какое-нибудь место на лоне природы, с небольшими уютными домиками, но лишенными Интернет–связи и некоторых привычных бытовых удобств. Цель таких условий – создать почву для общения. Когда телефоны и планшеты молчат, говорить начинают сами ребята. И не только говорить, но и знакомиться, придумывать общие развлечения или просто кататься на велосипедах или гулять группой по лесу.

Разумеется, при этом обеспечивается полная безопасность детей, педагогический надзор за всеми мероприятиями, 5–разовое питание.

Вы удивитесь, но основная форма общения – игровая. Да, игры, игры и игры… Вот например, такие.

1) Выполнение коллективных проектов. Перед ребятами ставится задача создать что-то, и в ходе ее решения приходится действовать командой, всем вместе. При этом кому-то придется взять на себя роль организатора, кому-то роль исполнителя, кто-то найдет теоретическое решение проблемы, кто-то быстро воплотит это в жизнь, а кто-то поможет всем. И только слаженная совместная работа приведет к успеху. В результате ребята учатся работать в команде, выявляются их социальные роли.

2) Ситуативные психологические игры. Для подростков моделируют стрессовую ситуацию жизненного плана, типичную для их возраста. Надо всем вместе найти решение. Затем под руководством учителя эта ситуация осмысливается, оценивается найденное решение. Какая цель при этом достигается? Такие игры обычно ярко демонстрируют студентам, что у них общие человеческие ценности, и поэтому они равные среди равных.

3) Игры педагогической направленности.
Касаются они в основном одного вопроса: как избежать конфликтов и как себя вести, если этого не удалось сделать. Подростков учат видеть не только свою точку зрения, но и точку зрения других, понимать ее и уважать. Показывают, как правильно вести дискуссию, как достойно выйти из конфликта, без ссор и драк. А студенты критически оценивают с этой точки зрения свой прошлый опыт конфликтных ситуаций и ищут альтернативные пути их решения.

4) Спортивные игры.
Они, конечно, в первую очередь служат хорошим развлечением для подростков, но в них заложен и большой воспитательный потенциал. В условиях спортивной команды неизбежно более сильные начинают помогать менее сильным, так создается коллектив и воспитывается взаимопомощь. Кроме этого, старшеклассников знакомят с новыми видами спорта, стараясь заинтересовать их спортивными играми. Это может быть скалолазанье (по искусственной стене), байдарки или спортивное ориентирование.

Согласитесь, что это очень продуманная и содержательная программа,которая реально поможет иностранному школьнику снизить уровень стресса до минимума. Вот почему вы смело можете отправлять своего ребенка учиться в чешской школе и не переживать из-за проблем с его адаптацией.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>