Школа в Чехии

IMG_5783

С каждым годом роль образования в жизни людей неуклонно растет. В современном российском обществе как никогда стали востребованы специалисты, получившие хорошее образование, причем все чаще это образование получается в зарубежных учебных заведениях. На протяжении достаточно длительного периода времени советская, а затем и постсоветская система образования считалась одной из лучших в мире. Многие люди до сих пор так считают, хотя, по моему мнению, от старой советской образовательной системы осталась только искривленная форма с измененным содержанием, а образовательная перспектива вообще просматривается с трудом.

Нынешние учителя школ, по мнению учителей «старой гвардии», просто не способны качественно обучать детей. Многие сегодняшние учителя не имеют должного педагогического образования. Это часто несостоявшиеся бухгалтера, менеджеры и экономисты, которых сегодня развелось невиданное ранее количество. Конечно, можно списать обвинения учителей старой закалки на то, что они слишком сильно придираются или попросту злятся, потому что их время прошло. Но давайте будем объективными и наконец снимем розовые очки.

Я уверен, что каждый здравомыслящий родитель понимает, что хорошее образование значительно увеличит шансы ребенка на получение хорошей работы, которая в свою очередь поможет получить в будущем основные блага современной потребительской цивилизации, например, собственную квартиру, шикарный автомобиль, регулярный отдых на мировых курортах. Ко всему прочему, хорошее образование влияет и на уровень развития ребенка, его интеллект и будущее место в обществе.

Очевидно, что нет большой пользы в тупом зазубривании школьного материала без понимания его содержания и следствий, из него вытекающих. Первостепенная задача учителя состоит не в том, чтобы «вдолбить» в голову ученика определенный объем знаний за отведенное время. Учитель должен не только нести знания, но и развивать навыки обучения и восприятия нового, тренировать мышление учащихся. Кому, как не учителю, под силу разглядеть таланты и раскрыть потенциал каждого своего ученика. Помочь школьнику с первых классов развивать в себе те способности и наклонности, которыми его наградила природа. В ряде стран мира именно так и устроена школьная образовательная система. К таким странам вполне можно отнести и Чешскую Республику. Недавно Чехию посетил новый президент Словакии Андрей Киска, который на официальной встрече глав правительств дал высокую оценку чешской образовательной системе, привлекающей в свои учебные заведения молодежь из различных стран мира, включая ведущие – Англию, Японию, США и Канаду.

Школы и гимназии Чехии отличаются от русских учебных заведений. Например, в них нет актовых залов, ленинских комнат и иных общественных помещений, ориентированных на массовые мероприятия и собрания. По мнению чехов школы предназначены для учебы, а не для политсобраний и коллективного промывания мозгов, как это было в советские времена. Обществу нужны самостоятельные гармонично развитые люди со своей точкой зрения и осознанием своей личности и гражданственности. Чешская система образования, в отличие от российской, базируется на принципе самостоятельной ответственности учеников, а также исходит из того, что молодые люди осознают необходимость получения хорошего образования и желают в будущем добиться для себя максимально лучшего. Я тоже так считаю. Ведь даже самый талантливый учитель школы не сможет научить своих подопечных чему бы то ни было без их желания и стремления.

Хотел бы выделить, на мой взгляд, наиболее важные основные отличительные черты чешской школы от русской:

  • Программа обучения в школах Чехии рассчитана на 13 лет. Обучение проходит только в рабочие дни с понедельника по пятницу, т.е. 5 раз в неделю. Не бывает переносов занятий из-за каких-то праздников. Праздники отмечаются только в праздничные дни. Выходные дни всегда остаются выходными днями. Например, два праздничных дня выпадает на среду и четверг. Далее следует рабочая пятница, а за тем опять два выходных дня. Взрослые чехи любят такое сочетание. Многие из них без проблем берут один день в счет отпуска и отдыхают 5 дней подряд, например, в Париже, Риме или Барселоне.
  • В Чехии не зазорно учиться в школе в достаточно взрослом возрасте, например, в 19-20 лет сидеть за партой рядом с 17-летним. Такая ситуация возникает с теми учениками, кого школа «достала», все предметы «осточертели», учителя «надоели». Хочется почувствовать и попробовать взрослой жизни. Голод по взрослой жизни обычно обостряется после 9 класса и ребята идут на подработку. Однако абсолютное большинство их них через год приходят к выводу, что без профессии много не заработаешь, и возвращаются в учебные заведения. Большинство таких юношей и девушек поступают в средние специальные заведения с целью получения профессии. Другие возвращаются в гимназии с целью в будущем получить высшее образование.
  • Общая обстановка в школах и гимназиях Чехии разительно отличается от отечественных. Многие ученики чешских школ, которые ранее обучались в России или странах СНГ отмечают, что в сравнении с отечественными учебными заведениями в чешских школах они чувствуют себя несоизмеримо более свободными. Ведь классик верно сказал, что «свобода – это осознанная необходимость» подчиняться каким-то правилам без насилия над личностью.
  • Как следствие из сказанного выше, вытекает отношение учителей и учеников в чешских школах. Это скорее отношение старших товарищей к младшим. На уроках в средних школах Чехии царит расслабленная достаточно дружелюбная обстановка. Ни один учитель не повысит голос на учеников. Повышать голос – это в принципе не относится к чешскому менталитету и тем более по отношению  к чужим детям, какими являются школьники для учителей. Учителя не требуют от своих учеников беспрекословного подчинения каким-то их желаниям и личным требованиям. Вы вообще можете делать на уроках то, что хотите и заниматься тем, что вам нравится. Главное – не мешать другим ученикам, слушать учителя и получать знания!
  • Многие учителя, особенно в негосударственных школах и гимназиях, могут без проблем дать школьникам свой личный телефон и е-майл для связи. Ученик может связаться со своими учителями в любое время. Может задать любые вопросы или проконсультироваться. Ни у кого из чешских школьников и в голову не придет использовать эту возможность в иных целях. Видимо, это связано с системой воспитания и менталитетом чешской молодежи. Чехия не одинока в таком подходе, например, нечто подобное практикуется в израильских школах.
  • В чешских школах отсутствует практика того, что каждый учитель вбивает в головы учеников, что его предмет самый важный. Я наслышан, что в российских школах часто учителя настаивают на исключительной важности их предмета. Как мне сказал один русский студент,  химик убеждал класс, что если школьники не буду знать формулу воды, то умрут от жажды, а физик – что всех убьет током, если не буду знать закон Ома, на литературе их убеждали, что без «Войны и мира» Толстого никто не выживет в современном мире, а на физкультуре физрук, здоровенный детина, уверял, что если не научиться прыгать через козла в спортзале, то выше дворника в жизни никто не подпрыгнет. Чехи понимают и проводят в жизнь иную учебную политику – это политика свободы выбора, учитывая при этом, что одни в будущем будут инженерами и технологами, другие - врачами и биологами, третьи – журналистами и артистами. Поэтому одним нравится математика и физика, другим – химия и ботаника, третьи наизусть знают стихи и целые поэмы, четвертые прекрасно говорят по-английски и по-немецки. Именно отличного знания этих предметов и ждут от ребят чешские учителя, совершенно спокойно реагируя на «троечки» и даже «четверочки» по неинтересным и ненужным предметам (Примечание. У чехов обратная система оценок, при этом отрицательная оценка только «5» пятерка, а «4» – это что-то типа российских «три с минусом», см. статью «Среднее образование в Чехии»).
  • Чешские школьники рассматривают школу в основном как место, где дают знания, где их ждут друзья и подруги, где никто их не обидит и не оскорбит, где можно не трястись от страха, что тебе поставят «двойку» и обязуют ходить к репетитору (тому самому, который поставил «двойку») и за дополнительную оплату получать знания. В Чехии этого нет по определению. А российских горе-учителей так и хочется спросить, а сами-то они помнят хоть что-нибудь из других предметов. Способны-ли они сами написать контрольные по другим предметам? Или еще лучше, готовы ли они сдать пресловутое ЕГЭ? Публикации российских газет отвечают однозначно: «Нет». Более того, по оценкам экспертов российское ЕГЭ не в состоянии сдать большинство руководителей, политиков и даже членов правительства. В Чехии такого отношения к школьникам нет.
  • Как правило, в средних школах Чехии отсутствует строгий дресс-код. К тому же не применяется практика вызывания родителей «на ковер» к директору по каждому поводу. На родительских собраниях внимание родителей акцентируется на положительных качествах ребят и даются рекомендации и советы. Полностью отсутствует практика «ругать родителей и их детей на родительских собраниях». И это правильно. Каждый человек достоин уважения.
  • Никто не будет ругать школьника за излишнюю активность или неусидчивость на уроках. Считается, что в задачу учителя входит сделать урок интересным и привлекательным. В чешских гимназиях или школах у детей есть право самовыражения. За этим стоит формирование личности. Современное демократическое общество способно гармонично развиваться только при условии, что оно состоит их свободных в своих мыслях и поступках людей. Чехи стремятся к созданию и совершенствованию такого общества.

Можно продолжить указанный перечень особенностей основных характеристик чешской школьной среды и царящей в ней атмосфере. Но мне кажется, что даже из сказанного видно, что чешское общество стремится продолжить традиции своих предков, которым удалось создать не только красивую многовековую архитектуру, не только неповторимую атмосферу быта, но и особую постоянно развивающуюся образовательную систему, которая начинается с детского садика и школы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>