Среднее образование в Чехии

IMG_3825

В целом, европейская система образования, включая чешскую, отличается от привычной нам и распространенной в странах бывшего СССР, хотя есть и общие положения. Все основные положения образования в Чешской Республике регулируются Законом об образовании. В данной статье я рассмотрю основные моменты школьного образования в Чехии.

Чешская образовательная система состоит из трех основных уровней – дошкольное обучение проходит в так называемых материнских школах – Mateřská školka, далее следует обучение в базовых школах – Základní škola и завершается обучение в старших школах – Sekundární vzdělání.

Как и в России, в Чешской Республике ребенок сначала идет в дошкольное учреждение или садик. В Чехии достаточное количество садиков для всех детей. Детей в детский сад в Чехии принимают с трех летнего возраста. До 3 лет он находится дома с мамой, которая получает пособие. С 3 до 6 лет ребенок посещает детский сад, в одну из задач воспитателей которых входит подготовка малышей к дальнейшему обучению. Эта подготовка проходит на базе материнских школ (Mateřská školka), которые посещают дети во время нахождения в детском саду. По аналогии с Россией посещение базовой школы обязательно для всех детей по Закону. Базовое образование получается на протяжении 9 лет.

В чешскую базовую школу (Základní škola) ребенок направляется в возрасте шести лет. Обязательное базовое среднее образование в Чехии, впрочем как и в России, начинается с Základní škola, что в дословном переводе означает “основная школа”. Каждый ребенок в Чешской Республике обязан посещать основную школу в течение девяти лет. Это обязательный этап в системе среднего образования в Чехии, на котором ребенок получает все необходимые для дальнейшего обучения знания. Базовое девятилетнее образование делится на две части: начальное образование продолжительностью 5 лет и неполное среднее образование продолжительностью четыре года.

Если ребенок начал посещать Základní škola с шести лет, то уже в четырнадцать вручается свидетельство о базовом образовании, которое он получал за все предыдущие годы обучения. Этот этап системы среднего образования в Чехии также схож с российской образовательной системой, где школьники после девятого класса получают аттестат о неполном среднем образовании. Выпускники российских школ могут либо продолжить свое обучение в средней школе или гимназии (10-11 классы), либо поступать в профессионально-технические училища (ПТУ), колледжи, техникумы и лицеи, либо идти работать. А вот чешские выпускники базовой школы в большинстве своем продолжают обучение на следующей образовательной ступени – в гимназиях, средних школах или специализированных средних школах. Надо заметить, что большинство девятиклассников продолжают обучение именно в гимназиях, т.к. считается, что они дают более комплексную подготовку для дальнейшего обучения в ВУЗах благодаря глубокому изучению всех школьных предметов. Также считается, что обучение в гимназиях более трудное, чем в остальных средних заведениях.

В школах и гимназиях Чехии условия приема и пребывания могут быть различными. Начало учебного года – сентябрь, окончание – в конце июня. Уровень знаний в средних учебных заведениях оценивается по следующей системе: «1» – «отлично»; «2» – «достойно похвалы»; «3» – «хорошо»; «4» – «удовлетворительно»; «5» – «неудовлетворительно», т.е. из пяти оценок неудовлетворительная только одна. Пятиуровневая шкала оценок в России имеет две отрицательные оценки «двойка» и «единица», что, на мой взгляд, делает шкалу более негативной для восприятия и ориентированной на определенное унижение «двоечника», когда ему ставят не просто двойку – «плохо», а «1», т.е. «очень плохо». Чешская шкала в этом смысле более человечная, ориентированная на поощрение даже небольших знаний. Поощрение и похвала дают более хороший конечный результат, чем наказание и унижение.

Среднее образование в Чехии отличается не только системой оценок, но и набором изучаемых учениками предметов в зависимости от выбранной специализации. Неизменными и обязательными предметами при любой специализации являются математика, которая обеспечивает и развивает логическое и математическое мышление молодых людей, а также чешский язык и литература (чешская и мировая), обеспечивающие грамотность, общую культуру миропонимания, мировосприятия и мировоззрения.

В Чехии, также как и в России, школьник имеющий аттестат после окончания девятилетнего обязательного обучения в «основной школе» может не продолжать дальнейшее образование, а устроиться на подработку. Интересно то, что подавляющее большинство школьников в Чешской Республике все-таки продолжает дальнейшее обучение. После окончания девятого класса чешские школьники самостоятельно выбирают дальнейшее учебное заведение, вот тут и начинаются основные отличия системы среднего образования в Чехии.
Существует четыре основных варианта учебных заведений, где можно получить полное, или же законченное, среднее образование в Чехии, которое дает право поступать в высшие учебные заведения страны или полноценно работать:

  • Средняя техническая школа (специализированное училище) — это учебное заведение, которое готовит своих учеников к работе или к поступлению в чешские ВУЗы по техническим специализациям. После четырех летнего обучения в чешской средней технической школе выпускник сдает экзамен на зрелость и получает соответствующий аттестат об окончании учебного заведения.
  • Средняя профессиональная школа — это учебное заведение входит в систему среднего образования Чехии и осуществляет подготовку учеников по различным специальностям. Обучение в средней профессиональной школе может длиться от двух до пяти лет в зависимости от того, какую программу выбирает ученик.
  • Особенностью чешских средних профессиональных школ можно считать программу обучения. Если ученик посещал сокращенный теоретический двухгодичный курс обучения в школе, то он в дальнейшем проходит дополнительную производственную практику непосредственно на рабочих местах или в специальных тренировочных центрах. Пятилетняя программа обучения в средней профессиональной школе дает выпускнику аттестат о получении полного среднего образования в Чехии с определенной специальностью.
  • Объединенная средняя школа — это учебное заведение, которое производит обучение своих учеников по академическим, а также профессиональным программам подготовки.
  • Гимназия — это самое популярное учебное заведение в системе среднего образования Чехии. Примечательно то, что в гимназию можно поступить не только после окончания девятилетнего обучения в базовой школе. Программа обучения в чешских гимназиях рассчитана на срок от 4 до 8 лет. Поступить в гимназию школьник может после 5 или 9-го класса базовой школы, большинство школьников продолжает обучение в гимназиях с четырехлетней программой после 9 класса.

После окончания гимназии выпускники получают аттестаты о среднем образовании, которые выдаются после сдачи выпускных экзаменов. Это во многом аналогично российскому ЕГЭ с той разницей, что в Чехии не все выпускники допускаются педсоветом до сдачи выпускных экзаменов и выпускники имеют выбор по срокам сдачи: весной или осенью. При успешной сдаче экзаменов выпускник получает аттестат о законченном среднем образовании и может поступать в университет. Если выпускник гимназии не сдал экзамены, то ему выдается свидетельство, которое подтверждает факт завершения обучения в гимназии, или если точнее, то свидетельство, которое выдается после каждого успешно завершенного года обучения в гимназии. Правда, такая свидетельство не дает право поступать в чешские высшие учебные заведения. Однако дает право работать там, где не требуется наличие аттестата о полном среднем образовании (матуриты).

Каждая гимназия в Чехии проходит обязательную аккредитацию в Министерстве Образования страны. Без соответствующего разрешения гимназия не имеет право (и действительно не сможет) осуществлять образовательную деятельность. Все учителя гимназий должны иметь специальное педагогическое образование или после получения высшего образования пройти специальное дополнительное обучение (от 1 до 3 лет), дающее право работать в системе школьного образования. Подобного требования, к сожалению, нет в школах бывшего СССР, в результате детей часто обучают совершенно профессионально непригодные люди, не владеющие знаниями школьной педагогики, детской, подростковой и молодежной психологии. Чешская школьная система законодательно защищена от случайных и недостаточно образованных учителей.

В Чехии существуют два вида гимназий – государственные и частные. Обучение в этих заведениях регулируется одним законодательством. После окончания как частной, так и государственной гимназии выпускники имеют равные права и возможности. Преимущества каких-то гимназий связаны исключительно с активностью их руководства, которая может выражаться в развитии связей с другими учебными заведениями, участия гимназий в различных внутригосударственных и международных программах, форумах и т.п.

Обучение в частном среднем учебном заведении не дает выпускнику никаких дополнительных преимуществ при поступлении в ВУЗ. По статистике в ВУЗах обучается около 70% выпускников гимназий и около 30% выпускников различных средних специализированных школ. Во многие ВУЗы чешские выпускники школ поступают еще до окончания гимназий, что в России невозможно даже представить. Часто получив аттестат, выпускники школ и гимназий идут работать, даже не пытаясь поступать в ВУЗы, а через какое-то время меняют мнение и поступают в ВУЗы. Определенный процент прерывает учебу после 9 класса и поработав какое-то время возвращается назад в школы. Для этого существуют определенные возрастные ограничения. Однако, об этом мы поговорим в следующих публикациях. Если Вы не нашли ответы на интересующие Вас вопросы, то всегда можете задать их в комментариях.

8 Responses

  1. Альфия пишет:

    Нас интересует промышленная школа в г. Бехине. Каков рейтинг поступления школьников в высшие учебные заведения в Чехии.

    • Aleš пишет:

      Промышленная школа это то, что в России и Казахстане называется ПТУ, а не гимназия. Другими словами, главным уклоном в этом учебном заведении будет получить специальность, а не поступление в ВУЗ. Именно поэтому обязательной частью обучения является несколько-недельная практика на последних 2 курсах. Процент поступления в вузы значительно выше среди выпускников гимназий, чем из ПТУ. По статистикам лучших 5 вузов Чехии, на технические специальности этих вузов поступают примерно в 3 раза больше выпускников гимназий, а на экономические – в 2 раза.
      Если разобрать конкретно указанное учебное заведение, то согласно официальной статистике, в 2014 году никто из учащихся не сдал математику, и таким образом НИКТО из них не получил полное среднее образование и в этом году не поступил в ВУЗ (хотя у большинство такой цели скорее всего и не было).

      Если Ваша цель поступление в ВУЗ, то лучше выбрать другое учебное заведение.

  2. radim пишет:

    Подскажите, можно ли разместить на своем сайте данный пост?

  3. Вероника пишет:

    Есть возможность после 11 лет Украинской школы (с полным законченным Украинским образованием, ученику 16-17 лет) поступить в Чешскую гимназию для получения среднего образования признаного в Европейских странах и получения матуриты, не на 4-5 лет, а на 2 то-есть до 18 лет, а потом поступить в ВУЗ ?

    • Aleš пишет:

      Да, такая возможность есть.
      Более того, если у Вашего ребенка полное среднее образование, то можно идти не на 2 года, а на 1 год. Затем, после года сдавать матуриту и поступать в ВУЗ.
      Преумущество идти на 2 года только одно – лучше выучить язык, но дети в таком возрасте совсем не хотят следовать принципу “повторение – мать учения”. Поэтому если ребенок пойдет на 2 года, то на второй год ему может стать скучно и будет достигнут обратный эффект. Ребенок будет думать, что все уже знает и перестанет учиться.
      Поэтому, я считаю, что засиживаться в младших классах, с целью повторения материала это не самая удачная стратегия.

      Если же идти сразу на последний курс (в выпускной класс), то ребенок сразу готовится к матурите и обучению в ВУЗе.
      Плюс, по закону, если ребенок сдает матуриту в течении первого года, то ему даются поблажки на матурите, если же он будет учиться 2 года, то будет сдавать наравне с чехами.

  4. Алекс пишет:

    Добрый день.
    Подскажите пожалуйста, куда лучше поступать учиться после 9 класса украинской школы? Цель – поступление в чешский ВУЗ на IT специальность. Есть ли бесплатные варианты получения полного среднего образования или только частные лицеи? Должны ли проживать родители в Чехии для содержания ребенка?
    Спасибо.

  1. 15 августа 2014

    […] В чешских школах отсутствует практика того, что каждый учитель вбивает в головы учеников, что его предмет самый важный. Я наслышан, что российских школах часто учителя настаивают на исключительной важности их предмета. Как мне сказал один русский студент,  химик убеждал класс, что если школьники не буду знать формулу воды, то умрут от жажды, а физик – что всех убьет током, если не буду знать закон Ома, на литературе их убеждали, что без «Войны и мира» Толстого никто не выживет в современном мире, а на физкультуре физрук, здоровенный детина, уверял, что если не научиться прыгать через козла в спортзале, то выше дворника в жизни не подпрыгнем. Чехи понимают и проводят в жизнь иную учебную политику – это политика свободы выбора, учитывая при этом, что одни в будущем будут инженерами и технологами, другие врачами и биологами, третьи журналистами и артистами. Поэтому одним нравиться математика и физика, другим – химия и ботаника, третьи наизусть знают стихи и целые поэмы, четвертые прекрасно говорят по английски и немецки. Именно отличного знание этих предметов и ждут от ребят чешские учителя, совершенно спокойно реагируя на «троечки» и даже «четверочки» по неинтересным и ненужным предметам (примечание. У чехов обратная система оценок, при этом отрицательная оценка только «5», а «4» – это что-то типа наших «три с минусом», см. статью «Среднее образование в Чехии»). […]

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>